Команда юных путешественников вернулась из детской эколого-познавательной экспедиции заповедника к бухте Буян. Никольские школьники впервые открыли остров Беринга с новой стороны, на два неполных дня оказавшись в атмосфере полевых наблюдений за флорой и фауной.
Из села вглубь острова
Экспедиция в составе трех специалистов «Командорского» по экопросвещению и восьми младших школьников стартовала из Никольского вечером 19 июля. Виктор Скоков за рулем гусеничного вездехода из автопарка «Командорского» доставил группу в пункт назначения точно по графику к 20:00.
На кордоне заповедника гостей встретили госинспекторы Юрий Парфенов и Юлия Мурина, которые постоянно дежурят на Буяне с конца июня. Здесь исследователям предстояло собрать данные об обитателях бухты и познакомиться с тем, как устроена охрана природы на острове.
Ознакомительная экскурсия на берегу бухты Буян. Фото: Оксана Солованюк
Первым делом путешественники устроили пикник и разбили палаточный лагерь. А потом за чашкой чая обсуждали планы на грядущий день, который обещал быть насыщенным и полным новых впечатлений, и говорили о важности рационального использования природных ресурсов и ответственном отношении к окружающей среде.
День полевых исследований
Утро началось с общей зарядки на берегу Берингова моря и плотного завтрака, которые придали группе бодрый настрой на день. «Чтобы участники экспедиции почувствовали себя частью одной команды, перед полевыми работами мы провели торжественную церемонию и приняли ребят в Клуб друзей заповедника «Командорский», вручив им рюкзаки со снаряжением», — рассказала специалист по экопросвещению Оксана Солованюк.
В рюкзаках юные исследователи нашли дневник наблюдателя, определители командорских птиц, зверей и беспозвоночных литорали, а также бинокли для предстоящих исследований.
Скоро на экранах фильм о бухте Буян, снятый юными исследователями. Фото: Ира Москвитина
Получив инструкции от старших коллег, первооткрыватели Командор отправились изучать флору и фауну бухты. Помимо встреченных на литорали растений и животных, они отмечали, собирали и фотографировали виды мусора, выброшенного на берег. Некоторые из этих отходов станут экспонатами виртуальной версии «Музея мусора», открывшегося в визит-центре заповедника.
Обследовав побережье, команда двинулась к подножью сопки знакомиться с луговыми растениями. Здесь исследователи узнали о научно-практических методах изучения зеленых организмов, в том числе о том, для чего создаются гербарии и как правильно их хранить.
«Работа на геоботанической площадке постепенно захватывает. Научившись классифицировать виды, ты начинаешь удивляться, насколько интересен и разнообразен растительный мир в этом зеленом покрове, который поначалу кажется скучным», — говорит специалист по экопросвещению Ира Москвитина.
От наблюдений к охране природы
После ужина исследовательский акцент экспедиции сменился на природоохранный. Госинспекторы «Командорского» рассказали школьникам о своей профессии, объяснив роль заповедников и национальных парков в охране окружающей среды на островах, а также в России и мире.
Госинспектор Юрий Парфенов проверяет разрешение на посещение буферной зоны заповедника. Фото: Анастасия Барсукова
«В нашей команде были младшие школьники, и мы немного переживали, что насыщенная познавательная программа утомит детей. Но коллеги не подвели и достойно отработали в экспедиции. Путешествие не только расширит кругозор участников, но и надолго останется в памяти теплым воспоминанием», — рассказала руководитель отдела экопросвещения Анастасия Барсукова.
Экспедиционные итоги
Программа «Первооткрывателей Командор», стартовавшая с детской экспедиции, готовит ее участников к другим просветительским проектам на протяжении всего года. В результате школьники расширят свои знания об островных экосистемах, ответственном туризме и значении заповедной системы для сохранения природы.