О переводе заповедника в национальный парк
Перевод государственных природных заповедников в национальные парки – не широкомасштабная компания. Переводу подлежат всего 4 из 103 заповедников, существующих в настоящее время. Каждый из заповедников должен быть преобразован в национальный парк по своим причинам, связанным исключительно с приведением в соответствие действующему законодательству и для решения проблемных вопросов жизнедеятельности граждан, проживающих на особо охраняемых природных территориях или в непосредственной близости от них.
Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» требует первоочередного перевода в национальный парк по следующим причинам:
-
В границы заповедника включены земли Алеутского района и села Никольского (численность проживающих – около 700 человек). Такая ситуация прямо противоречит земельному и природоохранному законодательству (в границах заповедника не может быть земель иных собственников и пользователей). Единственный выход, в рамках существующего правового поля, - это перевод заповедника в национальный парк, так как в границах национальных парков могут быть земли иных пользователей, а также населенные пункты.
-
В заповеднике «Командорский», основным документом, определяющим режим особой охраны заповедника, разрешена хозяйственная деятельность (сбор яиц, забой ластоногих, охота, рыболовство и другое). Согласно действующему законодательству на территориях государственных природных заповедников запрещается любая подобная деятельность. То есть, по «букве закона» означает, что местным жителям Алеутского района необходимо запретить многие виды деятельности, без которых жизнь на острове (целиком входящем в границы заповедника) просто невозможна! Единственным легитимным способом выхода из сложившейся ситуации является перевод заповедника в национальный парк, режим которого абсолютно законно разрешает всю эту деятельность для местного населения и коренных малочисленных народов.
-
При образовании «Командорского» было установлено его зонирование, предусматривающее различные режимы хозяйственной деятельности и охраны отдельных участков территории и акватории. Современное российское законодательство не предусматривает зонирования заповедников – это возможно только для биосферных полигонов, присоединенных к заповедникам (а не для самих заповедников) и национальных парков. Но этот аргумент по сравнению с первыми двумя значительно менее весом.
Важно отметить, что перевод заповедников в национальные парки будет осуществляться без уменьшения площади заповедников и без изменения их границ. Морская акватория «Командорского» будет полностью сохранена при преобразовании в национальный парк. Также при переводе заповедника «Командорский» в национальный парк не изменится международный статус территории – её включение в международную программу ЮНЕСКО – МАВ (Человек и Биосфера). В 2002 году в названную Программу как географические объекты, а не как административно-территориальные или иные единицы, были включены Командорские острова, которые останутся в Программе МАВ не зависимо от статуса особо охраняемой природной территории.
Режим особой охраны нашего заповедника и национальных парков не отличается (в том числе в части промысловой охоты и промышленного рыболовства). В целом, и заповедники, и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, относятся к федеральной собственности и не могут быть отчуждены в пользу какого-либо субъекта. В национальных парках предусмотрено создание заповедных зон, в пределах которых запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории. С точки зрения обеспечения охраны национальные парки имеют те же правовые возможности, что и заповедники. Ценные природные комплексы и объекты, расположенные в национальных парках, законодательно охраняются так же, как и объекты, расположенные в заповедниках, а это означает, что любое посягательство на изменение режима охраны морской акватории будет незаконным. Так же, как и заповедники, национальные парки находятся под особой охраной государства.
Кроме того, национальные парки имеют те же возможности для организации научных исследований и мониторинговых работ, реализации программ сохранения редких видов и много другого. Федеральным законом от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» к задачам национальных парков отнесена «разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения». Очевидно, что реализация этой задачи не возможна без проведения полноценных научных исследований. Необходимо отметить, что из 49 национальных парках в 45 имеются научные отделы, численность которых составляет от 3 до 42 человек.
Также при переводе в национальный парк у «Командорского» возникает чрезвычайно важная задача и функция – сохранение историко-культурного наследия (такая важная миссия возложена сегодня только на национальные парки, заповедники не получают целевого финансирования на поддержание и сохранение памятников истории и культуры, их паспортизацию и постановку на баланс). Для «Командорского» это означает прямое финансирование на содержание федерального памятника – стоянки и некрополя участников Второй Камчатской экспедиции, работы по сохранению и поддержанию старинных поселений, а также уникальных объектов времен Российско-Американской компании на острове Медном (копаные тропы, некрополи, противобраконьерские сооружения и другое).
По нашему глубокому убеждению, называть перевод заповедника в национальный парк понижением статуса – ошибочно. Национальные парки имеют перед современным обществом, а значит, и перед последующими поколениями, даже более широкие задачи, чем заповедник, особенно в части сохранения и восстановления историко-культурных объектов. С мнением на этот счет нашей коллеги, директора национального парка «Кенозерский» Елены Шатковской можно ознакомиться здесь. На Всероссийском совещании директоров и национальных парков, прошедшем недавно во Владивостоке, отмечалась активная деятельность многих национальных парков в научных исследованиях, эколого-просветительской работе, волонтерских проектах – об этом, в том числе, говорил в своем докладе заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий. Среди ярких примеров отличной работы особо охраняемой природной территории – национальные парки «Кенозерский», «Земля леопарда», «Русская Арктика», «Угра», «Самарская Лука», «Смоленское Поозерье», «Мещёра», «Онежское Поморье», «Куршская коса» и многие другие.
Руководство заповедника «Командорский»