имени С.В. Маракова

Птицы в культуре народов Камчатки
16 мая — 2022
Птицы в культуре народов Камчатки

14 мая отмечался всемирный день учёта птиц (Global Big Day). В народе он называется праздником птиц и бёрдвотчеров. Есть люди, которые любят коллекционировать марки, открытки, старинные вещи... А есть люди, которые коллекционируют впечатления от наблюдения за птицами и их фотоснимки. И это не менее увлекательное и полезное занятие.

Сейчас таких людей называют «бёрдвотчерами» (от двух английских слов «bird» — птица и «watcher» — наблюдатель). Это люди, которые сделали орнитологию своим хобби. Они наблюдают за птицами невооруженным глазом или при помощи бинокля и передают сведения о встречах (в виде фотографий) в научные центры, где те обрабатываются учёными. 

Так простое хобби становится важным инструментом в изучении орнитофауны и путей миграции не просто отдельных регионов, а всего мира. Но птицы — увлекательный объект для изучения не только с биологической точки зрения, также и с точки зрения искусства, и в особенности изучения их влияния на быт и культуру разных народов.

Бёрдвотчер

Бёрдвотчеры - это люди, сделавшие орнитологию своим хобби. Фото - Дмитрий Страхов

Образ птиц в мировой культуре

Птицы появляются в искусстве с древнейших времён. Образы эти сложные, составные и неоднозначные. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Некоторые птицы могут воскрешать, как например, феникс, или переносить в загробный мир. В одних сюжетах птица — друг и помощник, в других — коварный враг. А для многих коренных народов Камчатки образ ворона — Кутх — главное божество, создатель Земли и прародитель всего человечества. 

Образ птиц такой сложный и разносторонний по нескольким причинам. Во-первых, птицы — это существа, покорившие сразу три стихии из четырёх. Они летают по воздуху, ходят по земле, многие из них могут плавать. В древности считалось, что под морем находится царство мёртвых (корень «mor» на латыни означает смерть, и слово «море» связано именно с этим значением). В небе живут боги, а на земле — люди. Соответственно, птицы могут общаться со всеми из них, и именно поэтому они играли такую значимую для культуры роль. 

Во-вторых, птицы появляются из яйца. Яйцо — важная метафора. Многие народы считали, что наша вселенная также появилась из яйца. А ещё яйцо хрупкое и неустойчивое, поэтому его надо беречь. Кроме того, яйцо — очень питательно и часто сбор яиц является объектом традиционного природопользования. 

В-третьих, долгое время люди не могли быстро и беспрепятственно передвигаться. Во времена, когда не было автомобилей, самолётов и кораблей, люди особенно восхищались скоростью полёта птиц и думали, что птицы облетели весь свет и видели всё в этом мире. 

В-четвёртых, долгое время птицы служили надёжным источником белка, пуха и перьев, которые помогали выживать многим народам на протяжении сотен лет.

Сбор яиц топорка

Яйцо - важная метафора в культуре многих народов, а так же один из ключевых оюъектов традиционного природопользования. Фото - Артём Комаров

Птицы в культуре народов Камчатки

История орнитологических исследований Камчатского региона охватывает почти 300-летний период. Изначально изучение птиц касалось, прежде всего, их практического применения, как источника пищи (мясо, яйца) и сырья для изготовления одежды и предметов быта (шкурки, перья, кости).

Традиционно аборигены Камчатки, жившие близ птичьих островков, били кайру не столько для мяса, которое «жоско и невкусно», сколько для кож, из которых так же, как и из других морских птиц, шили себе шубы. Например, ительмены шили парки из кож уток, гагар, гусей, лебедей и морских чаек. Алеуты же предпочитали парки из топорков. Но обо всём по порядку. 

Роль птиц в жизни алеутов 

Промысел птиц являлся неотъемлемой частью исконной островной культуры. Але­уты­ Коман­дор­ских ­ост­ро­вов­ ­в­ про­мы­сло­вых ­мас­шта­бах до­бы­ва­ли только морских колониальных птиц: топорков, кайр, бакланов, серокрылых чаек и глупышей. Прежде список дополнял и очковый баклан. Но после 30 лет интенсивной охоты к середине 19 века вид полностью вымер. 

Поздней осенью алеуты охотились на куропаток. Есть свидетельства, что в недалёком прошлом почти каждый мог сбить птицу обыкновенной палкой или камнем. Для добычи плохо летавшего баклана также было достаточно брошенного камня. А вот благородных гусей алеуты предпочитали ловить бережно и продавать за «солидное вознаграждение». 

Массовая, зачастую коллективная добыча птиц носила сезонный характер. Птицы служили важным дополнением к базовому рациону питания в голодный зимне-весенний период. Мясо и яйца птиц восполняли недостаток витаминов и микроэлементов, а в 19 веке и ранее — были основным ранневесенним продуктом питания.

В конце мая – начале июня алеуты традиционно собирали яйца (топорков, серокрылых чаек, глупышей и кайр). Выше всего ценились яйца кайры. Из-за прочной скорлупы их запасали в большом количестве. На втором месте по качеству шли топорковые и чаячьи яйца, за ними — глупышиные. Гово­ру­шечьи­ со­би­ра­ли ­ред­ко ­и­ по­немно­гу­. Это объясняется тем, что их ­скор­лу­па ­не­ выдерживает даже незначительного давления. Яйца бакланов предпочитали не трогать вовсе, потому что их белок при термической обработке не свёртывается. 

Кроме мяса и яиц, алеуты заготавливали перья и пух. Глупишиный пух собирали с мая по июнь, ощипывая пойманных на еду птиц. Этим пухом набивали подушки и перины. Они были мягкими и тёплыми, но с характерным запахом. 

Шкурки и перья использовались для изготовления традиционной алеутской одежды, а кости — игл и других предметов, в том числе детских погремушек. Например, из плотных шкурок топорков шили парки, а белые перья брачного наряда бакланов использовались для декорирования одежды. Перья ярких и редких птиц выполняли роль оберега. 

До прихода европейцев алеуты изготавливали иглы для шитья из костей крыльев чаек и альбатросов. Иглы делали из лучевой кости, а из плечевой — игольницы. Последние до сих пор используются коряками. Кроме этого, кости чаек использовали как часть составных крючков на крупную морскую рыбу.  

Баклан, глупыш, топорок

Бакланы, глупыши и топорки, являющиеся неотъемлемой частью рациона промысловиков, обитающих на отдалённых островах.

Фото - Александр Шиенок, Дмитрий Пилипенко, Евгений Мамаев

По свидетельствам капитана Владимира Сарычева, собранным во время «Путешествия флота по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному Океану, в продолжение осьми лет, при Географической и Астрономической морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса»:

«Иголки у алеутов костяныя без ушков, и нитки к ним привязываются. Когдаж достанут от Руских железную иголку, то всегда обламывают у ней ушки, и вместо их обтачивая тупой конец на камне, делают зарубку и чтоб можно было привязывать нитку. Собственныя их иголки бывают из костей чаичьих ног, разной величины, толще и тонее, смотря по шитью. Самыя тонкия употребляют для вышивания узоров, вырабатываемых с таким искуством и хитростию, что ни одна Европейская золотошвейка не в состоянии сравниться с ними. Вышивают обыкновенно на коже довольно твердой, выделанной из перепонки, бываемой в горле птиц. Вместо ниток служит им козья длинная шерсть; <…> Подобными узорами вышивают оне праздничныя мужеския парки, тапочки, пояса и зарукавья употребляемые только во время пляски. Парка или мужеское платье походит на рубашку, только нет у ворота разрезу и воротник круглой стоячий, которой делается обыкновенно из оленьей кожи. Парки шьются всегда из кож морских птиц, называемых топорками; украшают их козьею шерстью, и привешивают узенькие ремешки, выкроенные из котовой кожи».

Из-за небольших объёмов добычи для удовлетворения внутренних потребностей алеутов традиционный промысел птиц испытал наименьшее влияние со стороны европейской культуры. Поскольку птичьи базары на Командорах были многочисленны, а порох в дефиците и стоил дорого, при охоте на птиц традиционно использовали не ружья, а простые стрелы, болы и сети. Для успешного отлова требовалось хорошее знание биологии и поведенческих особенностей животных. 

Что касается фольклора, в поверьях алеутов утиные обычно выступали в роли охранителей, представители воробьиных считались временными хранителями душ умерших, а прочие птицы, появлявшиеся в неположенном месте, — предвестниками. Любопытно, что примет, связанных с вороном, не сохранилось. Эта птица популярна исключительно как фольклорный персонаж-трикстер. 

Роль птиц в жизни ительменов, коряков и камчадалов

Роль птиц в жизни других коренных народов Камчатки по своей сути не многим отличалась от алеутской традиции. Здесь мясо и яйца птиц также использовались в пищу, шкуры, пух и перья — шли на изготовление одежды (в том числе, ритуальной и декоративной), а кости — на изготовление игл, крючков и прочих полезных в быту вещей. 

Российский этнограф Владимир Иохельсон писал: «Коряки не любят мясо чаек, находя его безвкусным, но когда пищи мало, то и им не пренебрегают. Ранним летом, до рыболовного сезона, приморские коряки едят всяких морских птиц, но как только начинается лов рыбы и охота на тюленей, охота на птиц прекращается. Коряки очень любят птичьи яйца. Во время кладки яиц, они отправляются на своих байдарах на острова для сбора яиц, собирают их сотнями и едят вареными сейчас же или в последующие дни. Они одинаково относятся к только что снесенным и испорченным яйцам. Раз я присутствовал при том, как коряки ели вареные яйца до того испорченые, что запах их чувствовался издалека. Во многих яйцах были даже полувысеженные птенцы, но это нисколько не мешало корякам наслаждаться своей пищей».

Например, камчадалы из костей крыла альбатроса делали «игольники и гребни для чесания крапивы», а из костей чаек — иглы. «Мясо бакланов крепко и жиловато, однако камчадалы готовят его так хорошо, что по тамошнему обстоятельству есть не противно: они жарят их в нажженых ямах не ощипав и не вынув внутренних, а изжаря мясо из кожи вылупают». «Яйца урил отнюдь не вкусны и очень водянисты. <…> Ительмены варят этих птиц, не очищая их от перьев и не вынимая внутренностей, в горячих ямах, и в таком виде урилы лучше всего пригодны в пищу. Когда их извлекают из такой ямы, мясо можно вынуть из кожи, как бы из сосуда, внутренности же выбросить. Приготовленные таким способом птицы становятся достаточно мягкими и сочными».

Что касается коряков, они большое внимание уделяли сбору чаячьих яиц. «Женщины и дети выходят на приморские тундры с плетёными корзинками, мешками и прямо на кочках собирают яйца чаек в большом количестве. Едят их варёными, причём совершенно безразлично, является ли яйцо свежим или уже насиженным».

Темноспинный альбатрос

Камчадалы из костей крыла альбатроса делали «игольники и гребни для чесания крапивы». Фото - Анастасия Панфилова

Роль птиц в искусстве коренных народов Камчатки 

Большое влияние птицы оказали и на развитие разных видов искусств коренных народов Камчатки. Например, широко распространёнными элементами алеутских камчадальских, ительменских и корякских хореографических постановок являются движения и звуки, подражающие в том числе птицам, имитирующим их повадки.  

Например, камчадальские танцы, увиденные Мерком в Петропавловской гавани, запомнились ему как «похотливые движения, причем они особенно действуют плечами и бедрами и довольно свободно играют кожей лба. Они подражают вперемежку медведям, китам, гусям, как последние начинают свои любовные игры или как камчадалы пытаются их убить». По-видимому, танец передавал черты тех древних мистерий, сущность которых заключалась в привлечении и «воскресении» зверей и птиц. 

Заметное место на празднике «очищения» традиционно отводилось пантомиме. Например, по свидетельствам Степана Крашенинникова, у южной группы ительменов особая пантомима разыгрывалась с чучелом кита, изготовленным из сладкой травы и юколы. В конце первого дня празднества около полуночи в жилище входила женщина, к спине которой было привязано чучело кита. Женщина «ползла вкруг очага, за нею следовали два камчадала с тюленьими кишками, сладкою травою перевитыми, и, крича по-вороньи, кишками по киту били».

Существовали и песенные традиции, имитирующие голоса птиц. В качестве примера можно привести песню, называемую аангичь (морянка), которая сложена на голос морской утки (аангичь). Смысл песни следующий: «Я потерял жену свою и душу, с печали пойду в лес, буду сдирать кору с дерева и есть, после того встану поутру, погоню утку аангичь с земли на море, и на все стороны поглядывать имею, не найду ли где любезного моего сердца». Но к смысловой составляющей камчадалы добавляли «некие ничего незначащие слоги», чем и напоминали по звучанию морских уток.

Крайне разнообразен и «птичий фольклор» коренных народов Камчатки.  Ворон Кутх играет центральную роль в мифологии коряков и ительменов. Стоит отметить, что множество историй, связанных с Кутхом, схожи с аналогичными историями, относящимися к Ворону, распространёнными среди коренных народностей северо-западного побережья Северной Америки. Скорее всего, это связано с длительной историей культурных контактов между народами. 

Ворон

Ворон Кутх играет центральную роль в мифологии коряков и ительменов. Фото - Евгений Мамаев

История орнитологических исследований на Камчатке

Долгое время Камчатка оставалась одним из слабо изученных в отношении орнитологии регионов. Важным этапом в изучении птиц Камчатки стала Вторая Камчатская экспедиция 1733–1743 гг. под руководством Витуса Беринга.

Известный учёный и путешественник Степан Крашенинников, тогда ещё студент, работал в составе экспедиции натуралистом. Благодаря его работе были собраны первые научные сведения о птицах этого региона, а двухтомный труд «Описании земли Камчатки» стал первым монографическим описанием Камчатки, где три статьи были посвящены птицам.

Ещё один участник этой экспедиции — немецкий врач, путешественник, учёный- естествоиспытатель Георг Стеллер. Именно он впервые описал представителей фауны неизвестных тогда островов, получивших позже название Командорских. Естествоиспытатель был одним из немногих, кто после крушения судна пережил зимовку на Командорах.

Главным орнитологическим открытием Стеллера считается находка нового вида бакланов, эндемичного (то есть вида, встречающегося только на данной территории) для Командорских островов и самого крупного по размерам из известных видов бакланов. К сожалению, эти крупные птицы стали лёгкой добычей последующих экспедиций и были полностью истреблены. Данный вид бакланов был похож по размерам на современную индейку и почти не умел летать, из-за чего и стал лёгкой добычей для охотников.

В дальнейшем научное изучение птиц Камчатки успешно продолжалось благодаря таким учёным-орнитологам как Фридрих Киттлиц, Карл Мертенс, Илья Вознесенский, Бенедикт Дыбовский, Леонард Стейнегер. 

В 20 веке сформировался современный взгляд на изучение птиц, как на один из важных компонентов природы. Были собраны новые данные о размещении, численности и биологии птиц, которые принципиально изменили представления об орнитологической фауне региона и состоянии камчатских популяций, которые обладали высоким уровнем приспособляемости к климатическим условиям Камчатки. Орнитологические исследования региона были подробно описаны в книгах орнитологов: Юрия Аверина, Александра Кищинского, Евгения Лобкова.

В настоящее время на Камчатке можно встретить 338 видов птиц (это много). 60 видов из них занесены в региональную Красную книгу.

День аборигена в селе Никольское

Празднование дня аборигена в селе Никольское. Танцы, имитирующие движения птиц, являются неотъемлемой частью культуры народов Камчатки. Фото - Дмитрий Страхов

О переводе заповедника в национальный парк

О переводе заповедника в национальный парк

Заповедная Россия

Заповедная Россия

Экопросветителям/учителям

Экопросветителям/учителям

Галерея

Галерея

Вестник

Вестник

Берингиец

Берингиец